Назад к списку

О сети детского общественного экологического мониторинга

20 образовательных учреждений Олекминского района станут участниками сети детского общественного экологического мониторинга. ⠀ 

 21 марта 2024 года, в рамках пребывания делегации Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в Олекминском районе, в Центре творческого развития и гуманитарного образования школьников в режиме круглого стола состоялась презентация инициативного проекта Центра по созданию в Олекминском районе сети детского общественного экологического мониторинга.⠀ 

 На презентацию проекта были приглашены и присутствовали: ▫ Сафонов Лука Николаевич, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия); ▫Кузнецов Николай Владимирович, первый заместитель главы МР «Олекминский район» РС(Я) ▫Федоров Светлан Петрович, главный специалист Департамента по управлению делами, экологическому просвещению и особо охраняемым природным территориям Минэкологии РС(Я); ▫Парфенова Анастасия Андреевна, ведущий специалист Департамента охраны защиты и воспроизводства лесов Минэкологии РС(Я); ▫Васильева Виктория Викторовна, главный специалист Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы Минэкологии РС(Я) ▫Рожков Юрий Филиппович, зам. директора по научной работе ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский», кандидат химических наук; ▫Габышева Людмила Михайловна, старший госинспектор по охране окружающей природной среды ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский»; ▫Тирский Дмитрий Иннокентьевич, старший научный сотрудник ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский», кандидат биологических наук; ▫Габышев Виктор Александрович, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны-обособленного подразделения ФГБУН ФИЦ ЯНЦСО РАН, доктор биологических наук; ▫Юргин Игорь Константинович, старший госинспектор ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий и природных парков»; ▫ Киселев Павел Павлович, лесничий Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Олекминское лесничество»; ▫Захарова Олеся Леонидовна, начальник отдела воспитания и дополнительного образования МКУ «Управление образования Олекминского района» РС(Я); ▫Горохова Дария Евгеньевна, ведущий специалист отдела информационных технологий МКУ «Управление образования Олекминского района» РС(Я) ▫Узорова Юлия Александровна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «СОШ №4», г. Олекминска; ▫Елдошева Надежда Егоровна, учитель географии МКОУ «Заречная ООШ»; ▫Лазарева Вилена Ильинична, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Районная гимназия «Эврика»; ▫Фаст Елена Виленовна, шеф-редактор Олекминского филиала «Чароит» ГБУ НВК «Саха». 

 Проект - концепцию и структуру сети детского общественного экологического мониторинга, цели, задачи, этапы и алгоритм реализации, ожидаемые результаты - представила директор МБУДО "ЦТРиГОШ", кандидат биологических наук Рожкова Ольга Юрьевна.  

В настоящее время повышение уровня экологического образования и экологической культуры детей и подростков, воспитание в юных гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности рассматриваются как один из факторов национальной безопасности.Инструментом действенного практико-ориентированного экологического и природоохранного образования может служить экологический мониторинг окружающей природной среды силами обучающихся и педагогов в местах их проживания.⠀

Детский экологический мониторинг можно рассматривать, как часть системы экологического образования, обеспечивающую формирование экологических знаний, умений, навыков, мировоззрения на основе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности.Центром творческого развития и гуманитарного образования школьников накоплен позитивный опыт организации природоохранных проектов и акций на муниципальном и республиканском уровнях, проведения экологических исследований, сетевых исследовательских проектов естественнонаучной направленности. Этот опыт и лег в основу разработки системы детского экологического мониторинга. 

Участниками сети детского экологического мониторинга могут быть воспитанники дошкольных образовательных учреждений, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования от 6 до 18 лет, педагоги образовательных учреждений, родительская общественность, специалисты в статусе наставников из природоохранных структур и научных организаций, бизнес-компаний, члены детских и молодежных общественных природоохранных организаций и движений. 

На базе образовательных учреждений, подавших заявку на участие в проекте, предполагается создать стационарные площадки экологического мониторинга, на которых ребята будут проводить свои наблюдения и исследования по единым методикам и в одни и те же сроки. А это значит, что результаты детских исследований будут сравнимы, и их можно будет использовать для оценки состояния окружающей среды своей местности. 


Презентация проекта собрала профессионалов в области охраны природы, заповедной науки, дополнительного и школьного образования.На сегодняшний день к созданию сети детского общественного мониторинга подключилось 20 образовательных учреждений, расположенных в разных частях нашего района. 

 Елдошева Надежда Егоровна, учитель географии МКОУ «Заречная ООШ»: «Наша школа с большими надеждами подключается к этому проекту. Мы планируем создать экологическую тропу, на базе которой будем вести фенологический мониторинг и, конечно, будем участвовать в климатическом мониторинге». 

 Узорова Юлия Александровна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «СОШ №4» г. Олекминска: « Наши педагоги имеют опыт сотрудничества с ЦТРиГОШ по организации фенологического мониторинга на школьных площадках и ведения гидрологических наблюдений. Мы в школе уже определили, кто из учащихся войдет в группу ребят, которые будут участвовать в программе детского экологического мониторинга». 

 Габышева Людмила Михайловна, старший госинспектор по охране окружающей природной среды ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский»:«Олекминский заповедник и Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников связывает многолетние партнерство по экологическому образованию детей. Предложенный проект актуален, он нужен для Олекминского района». 

 Федоров Светлан Петрович, главный специалист Департамента по управлению делами, экологическому просвещению и особо охраняемым природным территориям Минэкологии РС(Я) обратил внимание, что потенциальные площадки детского экологического мониторинга будут расположены в бассейнах разных рек района, можно вести мониторинг состояния водных объектов. 

 Доктор биологических наук, гидробиолог Габышев Виктор Александрович, подчеркнул, что научные институты заинтересованы в молодых кадрах, имеющих опыт исследований со школьной скамьи. Ребята, участвующие в мониторинговых исследованиях, такой опыт приобретают. 

 Подводя итоги работы круглого стола, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Лука Николаевич Софонов отметил важность создания сети детского общественного мониторинга для природоохранного образования, научный подход и продуманность структуры этой сети, подчеркнул заинтересованность министерства в реализации таких проектов. 

 Реализация проекта позволит объединить усилия детей и подростков, педагогического и научного сообщества, специалистов природоохранных служб в решении проблем охраны окружающей среды, создаст условия для развития проектной и исследовательской деятельности ребят, увеличение доступности дополнительного образования и охвата обучающихся программамиестественнонаучной и природоохранной направленности, будет способствовать развитию в районе общественных детских экологических движений, таких как «Юные натуралисты», «Эколята», «Молодые защитники природы», «Зеленые пионеры» и внесет свой вклад в совершенствование государственной политики в области экологического воспитания подрастающего поколения, как необходимого условия обеспечения экологической безопасности России.

 #ДетскийЭкологическийМониторинг #ДЭМЦТРиГОШ 

 #ЦТРиГОШ #ЮныеЯкутяне #РРЦЮЯ #МАНРСЯ