Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников - многопрофильное учреждение дополнительного образования, в основе деятельности которого лежит исследовательская работа с детьми, начиная с дошкольного возраста, внедрение ИКТ в образовательный процесс, развитие дистанционных форм дополнительного образования и методическая поддержка педагогов.

Центр сотрудничает с 62 образовательными учреж-дениями Олекминского района. Кроме этого, в конкурсных программах, сетевых учебно-исследовательских проектах республиканского уровня, организованных Центром при поддержке Министерства охраны природы РС(Я), Института новых технологий МОиН РС(Я) ежегодно участвуют дети, как минимум, из 10 районов Республики Саха (Якутия).

В учреждении реализуется 30 дополнительных общеразвивающих программ. Все программы прошли сертификацию в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Республике Саха (Якутия).

Спектр истанционных дополнительных образовательных услуг включает организацию и проведение интеллектуальных олимпиад, конкурсов, марафонов ведущих российских организаторов; проведение предметных ВУЗовских олимпиад: ТУРЛОМ (Турнир им. М.В. Ломоносова МГУ), СВОШ (олимпиады Северо-Восточного федерального университета), олимпиад Томского государственного университета; обучение учащихся в Интернет лицее ТГУ, довузовская подготовка, профильные школы; творческие конкурсы; семинары и курсы повышения квалификации педагогов. За 5 лет с 2013-2018 гг. в дистанционных мероприятиях участие приняли 18 237 участников из 48 образовательных учреждений Олекминского района, в среднем 67% городских 76% сельских школ.


Предмет деятельности МБУДО "ЦТРиГОШ":

- реализация образовательных программ дополнительного образования детей различной направленности;

- развитие в районе научно-исследовательской и работы с детьми и педагогами;

- развитие в районе естественнонаучного и научно-технического дополнительного образования, различных форм дополнительного дистанционного образования детей;

- организация методической помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений, а также детским и юношеским общественным организациям и объединениям в рамках направлений деятельности Учреждения в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей;

-    углубленная работа с одаренными детьми;

- организация и проведение исследовательских конференций, обучающих семинаров, повышение квалификации педагогов, в рамках программ и направлений деятельности Учреждения;

- проведение методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников;

- научно–методическое руководство вопросами дополнительного естественнонаучного и технического образования, создание единого информационного, образовательного пространства на основе информационных образовательных технологий.


Сайт МБУДО "ЦТРиГОШ

Программа развития учреждения

Справка о деятельности учреждения

Руководство и сотрудники Центра

Немного истории

Все эти годы коллектив единомышленников трудился и трудится для одной цели: помогает найти свою путевку в жизнь мальчишкам и девчонкам, создавая условия для их творческого развития и ситуацию успеха, так важную для любой личности.

Вначале был "Экос"...
История развития Олекминского Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников – яркий пример плодотворного социального партнерства двух систем: образования и охраны природы. Управление образования Олекминского улуса, Государственный природный заповедник «Олекминский» и Комитет охраны природы для развития экологического образования и просвещения подрастающего поколения улуса объединили свои усилия и 15 января 1995 года подписали соглашение о создании общественной экологической структуры: «Экологический союз» – «Экос». В кадровом отношении «Экос» объединял сотрудников научного отдела заповедника, педагогов школ, представителей управления образования.
1995 – 1996 годы  
создано экологическое объединение «Экос»; разработаны основы концепции экологического образования в Олекминнсском улусе, программа экологического образования, воспитания и просвещения населения. При научном отделе заповедника открыта воскресная экологическая школа для городских и сельских детей. Разработана комплексная программа школьного экологического мониторинга; открыта летняя экологическая школа на научном стационаре заповедника Джикимда; инициировано развитие в улусе российской природоохранной акции «Марш парков» (на сегодняшний день Центр является координатором этой акции в Республике Саха (Якутия).


1997 - 2002 гг. - осуществлена апробация для последующего внедрения в улусе международных образовательных программ GLOBE, GREEN, программы по применению вермикультуры в работе пришкольных участков, разработана совместно с Улусным экологическим центром программа по экологии для 1-8 классов. 


Программы "Экоса"
В этот период на районной телестудии была создана рубрика «Новости «Экоса», теле альманах «Природа и мы», в газете «Олекма» рубрика «Природная среда, здоровье, экономика». Школы района включились в мониторинговые и исследовательские программы, разработанные «Экосом»: «Лесной мониторинг», «Мониторинг водных экосистем», «Мониторинг здоровья», «Экология села», «Лекарственные растения», «Экологический паспорт школы и пришкольной территории» «Мониторинг загрязнения», «Карта-схема загрязненности улуса», «Учеты зимующих птиц» и др.

Успешная реализация этих программ, широкий охват школьников и педагогов разными видами деятельности, показали, что дополнительное образование может способствовать решению ряда образовательных и экологических проблем в районе.
Этапы большого пути
Начав свою деятельность в районе как общественное экологическое объединение «Экос», в 1998 году наше объединение было преобразовано в Центр научно-исследовательской работы школьников, в 2001 году - в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников», переименованное 2004 году в Муниципальное.


Если говорить о хронологии нашего роста, то следует отметить его отдельные важные этапы, которые сыграли существенную роль в развитии дополнительного образования в Олекминском районе. 

Региональный центр
Создан региональный центр республиканской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее; совместно с 


Международным центром программы GLOBE проведен обучающий семинар для педагогов школ, ДОУ, высших учебных заведений. 


Инициировано сотрудничество с Всемирным фондом дикой природы (WWF). Открыт Визит-Центр программы WWF «Живая планета», в районе созданы 10 клубов Друзей WWF «Живая планета. 

Выездные школы
Пилотный проект «Выездные экологические школы для отдаленных национальных поселков; совместно с коллективом Тянской национальной эвенкийской школы разработан проект «Истоки» по возрождению национальной культуры, разработано экологическое обоснование о присвоении статуса «Памятник природы» республиканского значения месту проведения эвенкийских празников и обрядов на горе Турук-Хая, инициировано проведение ежегодного детского национального праздника «Бакалдын. За период 1998 – 2005 гг. проведено 10 выездных зимних экологических школ.
Семинары
На базе Центра открыта первая в улусе Республиканская экспериментальная площадка "Школьный экологический мониторинг - многофункциональный метод непрерывного экологического образования".

2002–2007 гг. - серия семинаров «Образование для устойчивого развития», «Ощущение чуда (развитие чувственного восприятия детей)»; совместно с Институтом валеологии (г.Санкт-Петербург), республиканским комитетом по семье и детству проведен ряд семинаров Г.В.Зайцева «Здравосохраняющее образование».

Начало компьютерной эры


2003-2004 гг.- проведены первые дистанционные эвристические олимпиады ЦДО «Эйдос» для школьников, что положило начало развитию дистанционного дополнительного образования в улусе. Организована"Академия панды" для дошкольников.
Центру присвоен статус федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО "Проектные технологии - основа развития исследовательских навыков детей и подростков в системе дополнительного образования". Центр, первым среди образовательных учреждений Дальневосточного федерального округа, стал участником пилотного проекта Минобрнауки РФ и компании Майкрософт «Microsoft IT Academy», что способствовало дальнейшему внедрению информационно-коммуникативныхтехнологий не только в образовательный процесс Центра, но и внесло вклад в развитие ИКТ в районе.

2006 г.

Статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО
Дистанционная "Школа педагога-исследователя" АПКиППРО МО РФ
Проект «Мобильная компьютерная школа «Спутник»
На базе Центра открывается Представительство Томского Государственного университета, благодаря чему становится возможным обучение школьников района по программам открытых профильных школ ТГУ
Старт ежегодного проекта «Школа юного исследователя»
Старт новым направлениям
На базе Центра открыта точка очного проведения всероссийского Турнира им. М.В.Ломоносова (ТУРЛОМ). 

В рамках интеграции дан старт проекту «Естественнонаучная лаборатория». 

Продолжается развитие дистанционных форм дополнительного образования: ежегодно у дистанционных и очных образовательных программ Центра не менее 5000 участников не только из Олекминского района, но и из 10-12 районов Якутии. Принята программа развития, в которой особое внимание уделено развитию не только естественнонаучного, но и научно-технического дополнительного образования.

И новые горизонты
Совместно с  МБОУ «СОШ№2» г. Олекминска  разработан и реализуется инновационный проект «Инженерный класс в начальной школе». Районному конкурсу исследовательских и творческих проектов для детей младшего возраста «Я-Исследователь» присвоен статус филиала республиканского Конкурса. Прошли соревнования JuniorSkills по трем компетенциям: робототехника, мультимедийная журналистика, конский волос. 


 В 2018 году Центр вошел в федеральную сеть инновационных площадок Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования по апробации программы STEM образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Впервые в Олекминском районе ( да и, наверное, в Якутии) открыта STEM-школа для дошкольников и младших школьников, в которой по 5 образовательным программам обучается около 100 детей.

2008 – 2013 гг. 
Статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Инновационная модель учреждения дополнительного образования как средство расширения муниципального образовательного пространства».

Открытие на базе Центра площадки «Intel – обучение для будущего», в рамках которой педагоги района могли пройти курсы повышения квалификации, повысить уровень ИКТ компетенций.

Начало ежегодных конференций Всероссийского Конкурса исследовательских и творческих проектов «Я-исследователь».

Статус «Опорный центр Министерства образования РС(Я) по дополнительному образованию по теме: «Интеграция основного и дополнительного образования на основе исследовательской работы с детьми и развития дистанционных форм дополнительного образования».


За время работы педагоги центра подготовили более 300 победителей и призеров республиканских и всероссийских научно-исследовательских конференций, 11 победителей и призеров международных исследовательских Соревнований, Конференций и Выставок. В активе у учащихся 6 грантов Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи.
Новые форматы
2014 - 2018 годы – в образовательное пространство района внедрены новые форматы интеллектуальных конкурсов «Будущий дипломат», «Кейс-турнир», фестиваль «Робофест», «ИКаРенок», фестиваль радиоуправляемых моделей, выставка робототехники. На базе Центра открыто региональное отделение Малой академии наук Республики Саха (Якутия), совместно с МАН, впервые в районе, организован «Фестиваль науки», в котором приняло участие около полутора тысяч человек. Для дальнейшего развития технического направления, разработаны задания и впервые проведены олимпиада по робототехнике для учащихся 1-8 классов и для дошкольников.