Школьный экологический мониторинг


"Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда".

Антуан де Сент-Экзюпери

  Одним из направлений работы по экологическому воспитанию и просвещению является многолетняя работа с детьми по школьному экологическому мониторингу. Опыт работы по этому направлению лег в основу разработанного в 2016 году нового проекта Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников «Развитие детского экологического  мониторинга, как формы общественного экологического мониторинга на базе наслегов в условиях сельской провинции Якутии».


  Проект поддержан Главой МР «Олекминский район». Заключено Соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии РС(Я) и МБУ ДО «ЦТРиГОШ» о реализации этого пилотного  проекта на территории Олекминского района. Проект реализуется на базе сельских школ, удаленных от г. Олекминска от 3 до 300 км.: МБОУ « 1-Нерюктяинская СОШ», МКОУ «Заречная ООШ», МБОУ «Токкинская ШИСО», МБОУ «Жедайская СОШ», МКОУ «Солянская СОШ».


Разработчики проекта: Научный отдел госзаповедника «Олекминский»; МБУ ДО «ЦТРиГОШ» МО «Олекминский район» РС(Я)

Участники: учащиеся школ и воспитанники дошкольных образовательных учреждений, педагоги, родители, сотрудники научных и природоохранных структур.


В 2017 году на всероссийском уровне  утверждено Положение об общественном мониторинге состояния окружающей среды силами обучающихся и педагогов образовательных организаций  России, разработаны методические рекомендации по ведению общественного мониторинга.


Объекты детского экологического мониторинга

водные экосистемы Олекминского района;

почва

агроэкологический мониторинг;

мониторинг лесных экосистем;

мониторинг климата и сезонных изменений;

мониторинг состояния редких и декоративных растений;

мониторинг птиц.

мониторинг состояния леса после пожара;

мониторинг наличия несанкционированных свалок;

Материалы для участников

Методические материалы

Наблюдаем за природой

"Природа как облако: она постоянно меняется, при этом оставаясь собой."
В. И. Вернадский
Фенологические наблюдения
Фенологические наблюдения
изучаем сезонные явления природы, сроки их наступления и причины, определяющие эти сроки, интегрируем знания по биологии, физике, географии, экологии и информатике
Весенние и осенние учеты птиц
Весенние и осенние учеты птиц
Всемирные дни наблюдения за птицами. Осуществляем учет птиц, поддерживаем зимующих птиц в холодное и голодное время года, наблюдаем за перелетными птицами.
Мониторинг изменения климата                
Мониторинг изменения климата                
Ведем наблюдения за происходящими изменениями, собираем и анализируем данные, фиксируем сезонные изменения и колебания температуры.